Фетишизм.

Фетишизм фотоФетишизм является одним из наиболее распространенных сексуальных отклонений, причем существуют значительные трудности при разграничении форм, причисляемых к нормальным, от тех, которые представляют собой отклонения. Слово фетиш по-португальски означает чары, очарование, привлекательность.

Первоначально его использовали применительно к фигуркам, являющимся предметами религиозного культа у примитивных народов, с которыми сталкивались португальские мореплаватели. В этом смысле фетиш означает предмет особо желанный, от которого исходят волшебные силы, в связи с чем его следует почитать. Название «фетишизм» ввел Бинет, поскольку дефиниция фетиша применяется и в отношении «предметов культа» фетишистов.

Фетишизм заключается в том, что часть тела, одежда или какой-либо иной предмет символизирует сексуального партнера и является его эквивалентом не только достаточным для достижения сексуального возбуждения и оргазма, но и предпочтительным для этой цели.

Таким образом, для достижения сексуального удовлетворения нет необходимости в присутствии сексуального партнера, поскольку имеется исключительно прочная связь между сексуальным возбуждением и отдельными частями человеческого тела или определенными неодушевленными предметами. В этом смысле дефиниция фетишизма, приведенная в международном диагностическом перечне психических болезней ВОЗ, предназначенном для достижения взаимопонимания между специалистами, является недостаточно четкой

Эта дефиниция гласит, что фетишизм является отклонением в сексуальном поведении, при котором все сексуальные переживания обусловливаются контактом с неодушевленным объектом, доставляющим сексуальное удовлетворение. Части человеческого тела (волосы, грудь и т. п.) нельзя назвать неодушевленными объектами, а, кроме того, разновидностью фетишизма является дендрофилия (любовь к деревьям), объекты которой относятся к живой природе. В широком понимании к фетишизму можно было бы отнести и нарциссизм (при этом фетишем является собственное тело), педофилию (тело с чертами незрелости также представляет собой фетиш), зоофилию (животные определенного вида также играют роль фетиша) и т. п.

Практически любая часть человеческого тела и любой предмет могут стать фетишем, что свидетельствует о больших возможностях «связывания» сексуального возбуждения с различными раздражителями. Особенно трудным может оказаться разграничение признаков фетишизма, не выходящих за рамки нормы, и тех признаков, которые относятся к сфере сексуальных отклонений, когда фетишем становится часть человеческого тела.

Известно, что в соответствии с индивидуальными наклонностями человека определенные части тела партнера могут играть роль фетиша в том смысле, что они вызывают повышенную сексуальную заинтересованность и даже могут оказаться совершенно необходимыми для достижения более выраженного сексуального возбуждения и оргазма. Это могут быть длинные красивые ноги женщины, колени и голени, грудь, ягодицы, волосы и даже половые органы (например, при культе фаллоса предпочитается половой член в состоянии эрекции). Все это относится к сфере нормы, если части тела партнера страстно желаемы и даже совершенно необходимы для возбуждения сексуального интереса, но все же они остаются «фрагментами» самого партнера, входящего в партнерскую пару.

Таким образом, до тех пор, пока длинные женские волосы играют роль фетиша, необходимого для достижения более выраженного сексуального возбуждения, оргазма, но сексуальный контакт осуществляется с женщиной как партнером, нет оснований говорить о девиантной форме (девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе) сексуального поведения.

Девиантным поведение становится тогда, когда для достижения сексуального удовлетворения достаточно лишь волос (причем отрезанных, без присутствия их обладательницы), когда описанная ситуация оказывается не только достаточной, но к тому же предпочитается и, кроме того, является не спорадической, а привычно повторяющейся, становясь основным источником удовлетворения сексуальных потребностей.

Нет оснований говорить о девиантном поведении, если указанная ситуация наблюдается спорадически и вызвана необходимостью, например, длительным отсутствием любимого человека. В таком случае обладание волосами, напоминающими о любимом человеке и символизирующими его, несмотря на то, что этого достаточно для достижения сексуального возбуждения и оргазма, не квалифицируется как сексуальное отклонение и его следует рассматривать как заместительную форму сексуального удовлетворения.

Таким образом, существенным элементом, отличающим нормальное сексуальное поведение от девиантного, является характер партнерского союза. В нормальных условиях он представляет собой партнерский союз с человеком, являющимся носителем фетиша. В случае же девиации — это партнерский «союз» с фетишем, без наличия партнера в целом.
В этом смысле фетишизм является моделью всех сексуальных девиаций, поскольку его характеризует последовательное уклонение от партнерского гетеросексуального генитального контакта с партнером, рассматриваемым как целое, и когда партнер замещается эквивалентом, являющимся его частью.

Аналогичным образом объясняется и ситуация с одеждой партнера. До тех пор, пока она представляет собой лишь элемент, усиливающий сексуальное возбуждение в рамках партнерской пары, то нет оснований диагностировать сексуальное отклонение, поскольку фетиш такого рода вполне укладывается в рамки нормы. И лишь тогда, когда сама часть одежды становится «партнером», т. е. фетишем, предпочитаемым для достижения сексуального возбуждения и оргазма, можно говорить о сексуальной девиации.

Однако в обоих случаях, т. е. когда фетишем является часть тела или одежда, существует реальная возможность «вмонтирования» девиации в партнерский союз. Но это происходит значительно сложнее в тех случаях, когда фетишем является предмет, не связанный с партнером (подушка, постель и т. п.), что способствует анонимности сексуальных контактов и изоляции фетишиста от остальных людей.

Наряду с фетишизмом существует антифетишизм, заключающийся в том, что определенная часть тела, запах или часть одежды партнера могут оказывать тормозящее влияние на сексуальность партнера, препятствуя нормальному течению полового сношения и достижению полового удовлетворения. Действие подобного фактора на протяжении достаточно длительного времени может вызвать появление сексуального отвращения. Роль антифетиша может быть весьма значительной, если учитывать тот факт, что он может оказывать подпороговое воздействие, т. е. не осознаваться человеком.
Процесс развития фетишизма может быть весьма сложным.

Во многих случаях возникновение фетишизма можно объяснить на основе условнорефлекторной теории, установив обстоятельства, которые привели к формированию условнорефлекторной связи между определенным раздражителем (фетишем) и состоянием сексуального возбуждения. Schultz описал мужчину, который испытывал сильное сексуальное возбуждение только при созерцании громко «стреляющей» выхлопной трубы грузового автомобиля.

Тщательный анализ такой особой фиксации показал, что речь в данном случае шла о «заместительной фантазии, связанной с сексуальным возбуждением», наступающим еще в период детства пациента при весьма своеобразных обстоятельствах. Его бабка, очень полная крестьянка, каждое утро убирала квартиру в одной короткой рубашке, не стесняясь внука, выпускала газы, что и привело к возбуждению у него в последующем указанной ассоциации

Особые формы фетишизма возникают тогда, когда в его формировании участвует не только зрение, но и другие органы чувств (слух, обоняние, вкус, тактильные ощущения), а также в тех случаях, когда фетишистские наклонности проявляются в сочетании с другими девиантными наклонностями, создавая целый калейдоскоп симптомов сексуальной девиации.